К концу XIX века Персия уже совершенно перестала быть региональной державой, которая раньше на равных воевала с Османской империей и бросала вызов России. Страна превратилась в полуколонию великих держав. Персидская армия практически перестала существовать. Британия и Россия поделили Персию на сферы влияния. Британцы временно стали союзниками русских и поэтому перестали натравливать персов на Россию.
Основной боевой единицей Персии стала Персидская казачья бригада, созданная при помощи России. Её рядовыми были уже не русские дезертиры, как в первой половине XIX столетия, а персы, афганцы, курды, туркмены и т. д. Правда, командовал бригадой русский командир, получавший жалованье из России. Русские офицеры фактически руководили полками бригады, хотя в них имелись персидские командиры полков. Бригада охраняла шаха, министерства, дипломатические представительства иностранных держав, другие важнейшие объекты и контролировала сбор налогов.
В 1906 году в Персии началась Конституционная революция, была принята конституция, образован парламент (меджлис), что очень скоро привело к полному хаосу и фактическому началу гражданской войны. Внутренние разборки в Персии продолжались вплоть до начала Первой мировой войны. В 1907 году Россия и Британия подписали соглашение о разделе страны на сферы влияния: север Персии отходил под контроль России, юг — Британии, а центр страны оставался нейтральной территорией. В 1909 г. в связи с нестабильной политической обстановкой в Персии туда были направлены русские войска. В 1911 г. русский контингент в Персии был усилен. Русские войска быстро и жестко навели порядок в северной части Персии.
После начала Первой мировой войны Персия была формально нейтральна. Но Персия была настолько слаба, что не могла подтвердить свой статус, а территория имела стратегическое значение, поэтому её не могли оставить в покое. Кроме того, в 1908 г. в Персии была обнаружена нефть, и персидские месторождения быстро стали весьма важным фактором Большой игры. Флоты требовали огромного количества топлива, а автомобилей становилось всё больше.
Османская империя, вступившая в войну 1 ноября 1914 года, объявила странам Антанты джихад. Османский султан официально был халифом — главой всех мусульман. Германо-турецкое командование надеялось сформировать единый исламский фронт против Антанты, в который вошли бы Турция, Персия, Афганистан, Египет, а также исламская часть Британской Индии (современный Пакистан). Часть персидской элиты поддерживала эти идеи. Уже в начале ноября 1914 г. две турецкие пехотные дивизии и курдская конница захватили город Урмия. В начале января 1915 года турки захватили Тебриз. В результате возникла угроза вторжения противника уже в русский Азербайджан. Однако русская Кавказская армия ликвидировала эту угрозу. Русская армия заняла Ван, но не смогла продвинуться дальше из-за острой нехватки подкреплений и боеприпасов. Османское командование организовало контрнаступление, турки потеснили 4-й Кавказский корпус (Алашкертская операция). Но русские нанесли контрудар (группа Баратова) и отбросили противника. Фронт стабилизировался.
В связи с успехами Центральных держав в 1915 г. на Балканском полуострове (Болгария выступила на стороне Германии и Австрии, Сербия была разгромлена) и установлением ими единого фронта с Османской империей германо-турецкое командование активизировало агитацию против стран Антанты. Для этого Берлин и Константинополь использовали рост национального движения в Персии, направленного против России и Англии, которые оккупировали ряд областей страны. Центрами агитации стали города Исфаган и Теббес, куда прибывали вместе с транспортами оружия и боеприпасов германские офицеры и солдаты. Кроме того, туда прибывали и бежавшие австрийские офицеры и солдаты из лагеря военнопленных, который находился в русском Туркестане. Их было довольно много.
В Исфахане турки смогли найти общий язык с персидским духовенством и вождями племен бахтиар и кашкайцев, населяющих соседние районы. Успехи Германии в Европе ободрили её сторонников в Персии. Местные племена снова сочли, что Россия терпит поражение и брались за оружие. Тратя большие деньги на подкуп вождей, германцы формировали мелкие отряды наёмников, внушая персам мысль, что им нечего опасаться России и Англии, которые не имели свободных сил на этом направлении. Германо-турецкое командование смогло привлечь на свою сторону персидскую жандармерию, которая являлась после персидской казачьей бригады, направляемой русскими инструкторами, единственной регулярной вооруженной силой Персии. Персидские жандармы восстали, захватили несколько крупных городов в британской части Персии и вступили в бой с Персидской казачьей бригадой в русской части Персии. Та не могла удержаться в одиночку, так как восставшим удалось распропагандировать часть ее личного состава, который перешёл на сторону повстанцев.
Турки старались поддержать эти настроения и ввели в Персию свои войска. На этот раз они не ограничились западными районами и начали продвигаться в глубь страны. Заняли Керманшах, а затем и Хамадан, в 350 км от Тегерана. А в персидской столице германская и турецкая агентура склоняла персидскую элиту на свою сторону. Появление османских войск одних персов обрадовало, другие испугались. Меджлис Персии постановил вступить в союз с Германией и Турцией. К этому склонялось и персидское правительство. На сторону османов перешёл главнокомандующий, маршал Низам-эс-Султан, пообещал сформировать большую персидскую армию. Однако персидский шах, слабовольный Ахмад-шах, почти не имевший реальной власти, колебался.
Одновременно брожение наблюдалось в Афганистане. Британское правительство, первоначально уверенное в нейтралитете этой страны, стало сомневаться на этот счёт. Население Афганистана могло подняться против России и Англии. Появились сведения об отправке в Афганистан караванов с германскими офицерами и оружием, небольших отрядов, навербованных, вооруженных и руководимых германцами. Если бы они достигли Афганистана, то ситуация могла резко осложниться. Британцы, обеспокоенные ситуацией, предложили Петербургу отправить в северо-восточную зону Персии войска, чтобы подавить волнения.
Каспийский десант
Сами по себе персидские отряды не были угрозой для России. Это были типичные бандформирования, вроде курдской конницы, с весьма слабой боеспособностью. Однако выступление Персии, а возможно и Афганистана, на стороне Турции и Германии, означало появление нового огромного фронта. Начались бы вторжения банд в русский Азербайджан, Туркестан, брожение в национальных окраинах Российской империи. Это отвлекло бы большие силы от главного Западного фронта.
Пожар необходимо было тушить, пока он не разгорелся. В начале июля 1915 г. в северной Персии находилось три русских отряда: в городах Казвин и Ардебиль и в провинции Хоросан. Кроме того, в качестве резерва на русско-персидской границе был расположен особый отряд, состоявший из пограничников. В западном персидском Азербайджане для поддержания порядка и для действий против турок располагался Азербайджанский отряд Чернозубова (4 батальона, 27 сотен и 12 орудий).
Хорасанский отряд был усилен одним казачьим полком. Полковник Гущин должен был сохранить спокойствие в части Персии, прилегающей к Туркестану, уничтожить отряды противника и не допустить проникновения агитаторов в Афганистан. Русский отряд занял назначенную зону, перехватил караваны с боевым снаряжением.
Русский министр иностранных дел предлагал направить в Персию большой экспедиционный корпус. Однако Кавказская армия не имела свободных сил. Кавказская армия, выделившая с начала войны на Западный фронт 6 пехотных дивизий, 2 пластунские и одну стрелковую бригаду, 7 кавалерийских дивизий, часть крепостной артиллерии и отдавшая часть своего боезапаса, имела в середине июля 1915 г. в своем составе только одну первоочередную пехотную дивизию и 3 стрелковые бригады. Остальные же войска составляли ополченческие дружины, различные формирования. Кавказская армия истощила свои запасы оружия, вооружая новые формирования. Кроме того, ухудшение ситуации в Персии совпало напряженными боями на алашкертском направлении. То есть Кавказская армия не могла выделить на персидское направление большие силы.
В результате экспедиционный «корпус» под командованием Баратова сначала был весьма слабым. В период с 23 по 30 октября происходила отправка этого корпуса с Кавказа через г. Баку в г. Энзели. К 30 октября 1915 года этот корпус в составе 2 батальонов, 2 дружин, 39 сотен и 20 орудий высадился в городе Энзели. Баратов получил указание восстановить влияние России в Персии при необходимости занять Тегеран. С выдвижением русских передовых отрядов к Кередж, все враждебные Российской империи, жандармы и другие формирования бежали из Тегерана.
Шах увидев, что сила всё же на стороне русских, распустил меджлис и отправил в отставку правительство. Правда, часть персидского руководства не успокоилась. Враждебные России силы сконцентрировались в районе Хамадан и Султан-булаг. В Куме создали «Временное национальное правительство». Но раздуть восстание Баратов им не позволил.
Русские войска восстанавливали власть русских консулов, разоружали жандармов и рассеивали отряды наёмников. Баратов очень эффективно организовал зачистку захваченной территории от отрядов наемников и немецко-турецких диверсионных групп, обеспечив контроль над огромной территорией. В Хоросане наши войска разгромили навербованные германо-турецким командованием отряды. 3 декабря 1915 г. после боя войска Баратова заняли Хамадан, Саве и Кум. В результате русские войска прочно обеспечили фланг и тыл экспедиционного корпуса Баратова, а также подступы к персидской столице с юга.
В конце 1915 г. главнокомандующий Кавказской армий направил на усиление корпуса Баратова 2 батальона пограничников. Для той же цели предполагалось направить столько же из вновь формировавшихся частей. Кроме того, решено было направить в Персию и Кавказскую кавалерийскую дивизию, которую возвращали с Западного фронта на Кавказ. В результате русский корпус в Персии был значительно укреплен. Его силы были доведены до 6 батальонов, 2 дружин и 63 сотен и эскадронов, что позволяло развить операции на хамадан-керманшахском направлении — к Месопотамии и к югу от Тегерана в направлении на Исфаган, где группировались силы, враждебные России.
Таким образом, наши войска быстро решили все поставленные задачи. Попытка германо-турецкого командования поставить под свой контроль Персию и Афганистан, использовать их в борьбе с Россией и Англией, провалилась.
Действия англичан
Британское командование, обеспокоенное защитой подступов к Индии и нефтеносному району на юго-западе Персии, в ноябре 1914 г. начало боевые действия на Иракском фронте. Высадившийся в устье реки Шат-эль-Араб экспедиционный корпус генерала Никсона в январе 1915 г. овладел Корна (в слиянии рек Тигр и Евфрат).
Оттуда британцы решили начать глубокое вторжение в направлении на Багдад. Англосаксы даже разработали план по возрождению Багдадского халифата, который должен был стать центром исламского мира. Понятно, что под контролем Лондона. Британское командование переоценило свои силы и недооценило противника, хотя уже имелся опыт Дарданелльской операции.
Британский 20-тыс. корпус, оставив в Иране лишь небольшое прикрытие нефтепромыслов, начал наступление вдоль реки Тигр и Евфрат на Багдад. Западная колонна в сентябре 1915 г. захватила Кербелу. Восточная под началом генерала Таунсенда, при поддержке флотилии на реке Тигр, 28 сентября нанесла тяжелое поражение османам в районе Кут-эль-Амара. Развивая первый успех, британцы продолжили наступление.
Однако османское командование отреагировало неожиданно быстро. С Кавказа сняли корпус Халил-бея. Ещё один корпус начали перебрасывать в Ирак из Сирии. Они были объединены в 6-ю армию под началом фон дер Гольца. Сил у османов в начале сражения было меньше, чем у англичан, половина войск ещё была на марше. Но фон дер Гольц выдвинул всё что у него было против Таунсенда. Из-за плохой разведки британцы проморгали появление двух вражеских корпусов. 22 ноября турки внезапно для англичан перешли в контрнаступление. Не дойдя до Багдада всего 35 км, у развалин древнего Ктесифона, британские войска нарвались на противника. Начались яростные турецкие атаки. Два турецких корпуса стали теснить англичан. К фон дер Гольцу подтягивались новые части. Корпус Таунсенда потерпел поражение и стал отступать. Османы преследовали британцев, пытались их окружить. Английские войска закрепились в Кут-эль-Амара, где их и окружили. В декабре 1915 г. началась осада. Британцы попросили помощи у русских.
Ещё во время Хамаданской операции британское правительство предложило русским выдвинуть войска в направлении на Керманшах и Ханекин. То есть британское командование предлагало с двух сторон начать наступление на Багдад. Это значительно удлиняло коммуникации экспедиционного корпуса Баратова. Наступать на Месопотамию зимой через пустынные районы было весьма сложной задачей.
Со своей стороны русское командование предложило выдвинуть британский корпус из района Мохаммера (устье Шат-эль-Араб) по долине реки Карун на Хорремабад и Буруджирд, с целью соединения британских и русских экспедиционных сил в Персии. В результате появлялся единый русско-британский фронт, который пресекал всякую возможность воздействия германо-турецких войск на восток. В дальнейшем русско-британская группировка из района Керманшах и британский корпус в Ираке могли нанести двойной удар по Багдаду. А оттуда соединенные русско-британские силы, доведя численность ударной группировки до 40-50 тыс. солдат, могли перенести боевые действия в основные районы Турции. К примеру, можно было начать наступление на Мосул и далее Диарбеккир, в тыл 3-й турецкой армии.
Таким образом, Россия и Англия могли окончательно укрепить своё положение в Персии и угрожать основным районам Турции, что вело к её выходу из войны. Однако британцы не приняли эти разумные предложения.
Автор: Самсонов Александр. «Военное обозрение»
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: